Отправлено 04 Август 2012 - 22:08
Мессир Воланд пришел на землю не один. Его сопровождали существа, которые в романе по большому счету играют роль шутов, устраивая всевозможные
шоу, отвратительные и ненавистные негодующему московскому населению - они просто-напросто выворачивют наизнанку людские пороки и слабости.
Свиту Воланда составляли три «главных шута» –
Кот Бегемот, Коровьев-Фагот, Азазелло и еще девушка-вампир
Гелла.
Откуда же появились столь странные существа в свите Воланда? И откуда почерпнул Булгаков их образы и имена?
Итак, Кот Бегемот:«…Третьим в этой компании оказался неизвестно откуда взявшийся кот, громадный, как боров, черный, как сажа или грач, и с отчаянными кавалерийскими усами. Тройка двинулась в Патриарший, причем кот тронулся на задних лапах».
Кот Бегемот из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – один из самых ярких и обаятельных персонажей, большой забавник, любимый шут Воланда. Как не улыбнуться, прочитав такие строки:
«…на ювелиршином пуфе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой». Таким его особенно любят изображать художники-иллюстраторы.
Еще вспоминается сцена неудачной попытки ареста кота агентами ГПУ:
« – Не шалю, никого не трогаю, починяю примус, – недружелюбно насупившись, проговорил кот…»
Если говорить о собственно кошачьей сущности Бегемота, то прототипом послужил домашний питомец Булгаковых –
Флюшка, огромный серый котище. Вероятно, ленивая вальяжность Бегемота, его хитрость и чревоугодие навеяны характером булгаковского кота. Только масть ему писатель поменял: ведь Бегемот служит в свите князя темных сил, а черных котов издавна связывали с нечистой силой и недобрыми предзнаменованиями.
Но кот Бегемот имеет еще и человекоподобный облик, а иногда и вовсе оборачивается человеком – этакий кот-оборотень.
Очеловечил кота еще Шарль Перро в знаменитой сказке
«Кот в сапогах». Позднее Э.Т.А. Гофман (один из любимейших писателей Булгакова) сочинил
«Житейские воззрения кота Мурра».
Но ближе всех к «бегемотовской» теме подступил русский писатель XIX века Антоний Погорельский, автор великолепной сказки
«Черная курица». В 1825 году была опубликована его фантастическая повесть
«Лафертовская маковница». У старухи-ведьмы жили черный кот и девушка-сирота. Этот черный кот был непременным участником магических
ритуалов ведьмы. Девушка Маша не сразу поняла, в какой вертеп она угодила:
«Бросив нечаянно взгляд на черного кота, она увидела на нем зеленый мундирный сюртук; а на месте прежней круглой котовой головки показалось ей человеческое лицо…» Дальше – больше: кот превращается в
«мужчину небольшого росту» с хитрым взглядом и вкрадчивым поведением, он представляется девушке чиновником Мурлыкиным и, по наущению ведьмы, даже сватается к ней. Но в самый ответственный момент слышится лай собаки, и Мурлыкин совсем по-кошачьи пускается наутек…
Впрочем, булгаковский кот Бегемот воспринимается читателями преимущественно как
«комик в жизни», и немногие вспомнят, что он еще и
«злодей на сцене». Именно он похитил голову Берлиоза, он же исполнил зловещий финал в фантастическом шоу на сцене театра-варьете. «Клетчатый» Коровьев-Фагот, тоже большой весельчак, указывая на надоевшего всем конферансье Бенгальского, спросил у зрителей:
«Что бы нам с ним сделать?» «Голову оторвать!» – неосторожно посоветовали с галерки.
«И произошла невиданная вещь. Шерсть на черном коте встала дыбом, и он раздирающе мяукнул. Затем сжался в комок и, как пантера, махнул прямо на грудь Бенгальскому, а оттуда перескочил ему на голову. Урча, пухлыми лапами кот вцепился в жидкую шевелюру конферансье и, дико взвыв, в два поворота сорвал эту голову с полной шеи».
Ай да кот! И, кстати, почему – Бегемот? Только ли оттого, что большой,
«как боров»? И черный, как ночь? Высказывались предположения, будто это имя навеяно названием популярного в 1920-е годы юмористического журнала
«Бегемот».
Нет, скорее всего, ответ
кроется в самой природе «демонической» группы персонажей, возглавляемой Воландом. Свиту дьявола составляют, естественно, демоны, или бесы, по-русски выражаясь. А Михаил Булгаков был хорошо знаком с классической демонологией. Среди имен самых влиятельных и злобных демонов –
Асмодей, Велиал, Люцифер, Вельзевул, Маммон и т.д. – есть и демон
Бегемот.